Выступления педагога

 

Познавательная активность учащихся

 

 

     Школьные учителя часто жалуются на нежелание современных детей учиться, падает интерес к школьным предметам, дети пассивны и невнимательны на уроках. Не слушают и не видят того, что говорит и показывает учитель.

В чём же причины такого явления?

    На первое место следует отнести неумение учиться преодолевать трудности познавательной деятельности. Учёба – непростой труд, требующий специальных умений и навыков, а также немалой силы воли.

     На второе место следует поставить громадность и сложность материала, подлежащего к усвоению и запоминанию. Попытка передать каждому школьнику основные знания, накопленные человечеством, утопична, бессмысленна и вредна. Школа отвечает на вопросы, которые школьник не задавал, вталкивает в него интеллектуальный материал, который им не востребован. Кроме того, обучение требует от школьника всё больше времени не только в школе, но и дома.

    Следующая причина: убогость школьной жизни и самого учебного процесса. Монотонность и однообразие занятий, убранства классов, действия учителей, к тому же необходимость долгое время сидеть и почти не говорить – всё это делает школьную жизнь тусклой и скучной.

     Авторитарная позиция учителей и родителей, выражающаяся лишь в понуканиях, также плохо стимулирует стремление овладевать знаниями.

     Не надо сбрасывать со счетов и отрицательное отношение к школе и к учителям в некоторых семьях, которое, несомненно, влияет на детей.

Как видим, причин нежелания учиться много.

      Каковы же мотивы, которые побуждают к познанию?

Человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеется определённый мотив. Обычно в душе школьника одновременно присутствуют и борются различные мотивы.

Например, на уроке он слушает объяснение учителя, но в тоже время украдкой разглядывает красивый журнал, а то и читает увлекательную книжку, разговаривает с соседом, рисует рожицу или мечтает о чём-то.

     Характер и результат его познавательной деятельности зависит от того, какой мотив возобладает, станет решающим. Если желание разобраться в рассматриваемых на уроке проблемах станет главным и вытеснит все остальные, школьник сосредоточится, и процесс познания пойдёт успешно. Задача учителя заключается как раз в том, чтобы обеспечить возникновение в душе школьника именно мотивов учебно-познавательной деятельности.

      Мотивы изучения любого учебного предмета зависит от потребностей, побуждений и стремлений учащихся, от их внутреннего отношения к самому процессу овладения различными знаниями. Мотивы, побуждающие учиться, очень разнообразны. Обычно любая деятельность, в том числе и учебная, побуждается и регулируется одновременно несколькими мотивами. Существует классификация мотивов учебной деятельности, предлагаемая П.М.Якобсоном. Два типа: внутренняя мотивация и внешняя мотивация.

    К типу внутренней мотивации относятся мотивы, заложенные в самой учебной деятельности. Сам процесс приобретения знаний побуждает овладевать определённым кругом знаний, умений и навыков. В основе здесь лежат любознательность, познавательная потребность, стремление узнать новое.

    К типу внешней мотивации относятся мотивы, лежащие вне учебной деятельности. Это побуждения школьника, вызванные осознаниям неприятностей, которые могут возникнуть, если ученик не будет учиться, а так же процесс учения воспринимается как жизненная  необходимость или дорога к личному благополучию. Внутренний тип мотивации обладает большей степенью педагогического воздействия.

    Чтобы обеспечить возникновение у школьников мотивов учебно-познавательной деятельности, надо использовать стимулы, то есть внешние побудители определённой деятельности.

Задача стимулирования - вызвать и усилить у школьника собственные полезные мотивы деятельности.

  Каковы способы стимулирования? Они разделены на три группы:

1 группа- это специальные стимулы, каждый из которых ориентирован на определённые потребности школьников.

2 группа связана с лучшим удовлетворением врождённой потребности познания, которая есть у каждого ребёнка.

3 группа связана с созданием общих благоприятных условий для протекания учебного процесса, также стимулирующих познавательную деятельность.

Среди специальных стимулов можно различить три подгруппы, в соответствии с тем, на какую категорию потребностей они опираются:

1 стимул – новизна учебного материала и характера познавательной деятельности.

Новое, до сих пор неизвестное - всегда притягивает воображение и стимулирует познание.

Задача учителя - всегда, в любом учебном материале и в самой организации учебного процесса находить новое, неизвестное.

2 стимул-    значимость и польза знаний для самих школьников.

Учитель должен помнить, что интересно  полезное и актуальное, и с этой точки зрения готовить материал для уроков, стремясь показать  ученикам, что знания дают для жизни.

3 стимул- противоречивость материала тоже является стимулом познавательной деятельности.

Когда человек встречается с противоречием, то у него возникает эффект удивления и желания разобраться в проблеме.

4 стимул – «оценка».

При целесообразной организации учебного процесса оценки оказывается  действенным стимулом познавательной деятельности.

5 стимул - Наиболее эффективный стимул познавательной деятельности - это ситуация успеха

Фактические успехи того или иного  школьника, пака ещё не очень значительные, иногда полезно  поощрять более высокой оценкой, но такие действия учителя могут быть редкими, безусловно должны преобладать оценки совершенно адекватные.

6 стимул- использование игр и включение игровых элементов в школьные занятия.

Дети любят играть, и не только маленькие, но даже и одиннадцатиклассники.

Игра увлекательна, она снимает умственную усталость, повышает оптимистический настрой, сплачивает группу, сближает детей с учителем. Учитель, который часто использует на уроке элементы игры, это обычно любимый учитель, а его предмет становится  любимым предметом  школьников.

         Ум ребёнка нельзя наполнить знаниями, он сам должен схватить  и усвоить их - отметил великий немецкий  педагог А.Дистерви. Человеку нельзя сообщить  знания, их можно ему предложить, нот овладеть ими он должен в результате собственной деятельности.

А мотив- это либо кратковременное состояние, либо стабильное качество  личности. Когда человеку вдруг захотелось что-то сделать, можно говорить о кратковременном  состоянии. Если же ему хочется так делать или поступать всегда - это составная часть качества личности.

         Наша задача – задача учителей и родителей использовать стимулы, формировать мотивацию к активации познавательной деятельности.

Учёба- это тяжёлый труд, требующий специальных  умений и навыков.

Это усидчивость, умение читать и анализировать, навыки запоминания, счёта и вообще математических операций, наблюдательность, аккуратность, внимательность, владения достаточным запасом слов, начитанность, терпение, настойчивость- это лишь часть умений, навыков и качеств, без которых трудно или даже невозможно добиться успеха в учении. Лишь малой частью таких качеств обладают дети при  поступлении в школу.

Всё остальное они приобретают в ходе  обучения, прежде всего в начальной школе, а многое совершенствуется и дополняется в процессе дальнейшего обучения.

Тем не менее, основной запас необходим школьникам  к моменту окончания начальной школы, и если его нет, если по каким-то причинам учителя и родители не научили и не привели детям соответствующие навыки, то дальнейшее учение оказывается для них очень трудным делом.

 

Дидактический багаж учителя  (презентация)

 

 

 

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz